Подумала тут.
Концепция греха, что бы там не говорил Марк Твен и иже с ними, не была изобретена христианством. Естественно, она была и прежде, но.
Мне представляется, что дохристианский грех - это преступление против бога или богов. Ты нарушил правила, например, припёрся в священную рощу за дровами. Боги, конечно, разгневаются отомстят, возможно, с размахом, всей местности, где ты жил, но, по сути, это личное дело тебя и бога. Помолись другому богу, глядишь, и заступится.
А вот христиане создали другой грех. Да, бог может разгневаться и отомстить. Да, не тебе одному, а всему народу, местности, где ты живёшь. Но главное - грех - это препятствие к спасению твоей души. Даже если тебе ничего не будет при жизни, ты носишь на себе проклятие - не отмолённый грех.
Таким образом греховность постепенно сделалась личностным свойством... пока в 20 веке психоаналитики не загнали её в суперэго и не принялись лечить...

@темы: 18+

Комментарии
08.08.2010 в 21:18

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Греческое богоборчество тоже было, ммм, личностным свойством.
08.08.2010 в 22:07

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Так в каком тогда месте "постепенно сделалась личностным свойством"?
08.08.2010 в 22:13

Леголаська, не знаю. Но мне (возможно, материалы, использованные для реконструкции католицизма на Дуэндэ нельзя назвать подлинным источником) вдруг показалось, что изначально христиане преподносили грех как грех перед Богом, а потом как-то стали больше фиксироваться на себе, а не на ег гневе.
09.08.2010 в 19:31

"Может это и твой кошмар, но правила - мои!" (с)
Мне сдаётся, что более личностное отношение к греху у христиан - это скорее большая вариабельность греха.
В христианстве диалог с богом - очень неформальная штука (обряды обрядами, но молитва изначально является диалогом с богом на совершенно любые темы вплоть до "фигли так всё плохо-то, боже, ты чего удумал там на мой счёт? может мне пора в город на торги, а картошку завтра выкопать? а вообще - мировой ты чел, боже!"). Чем ближе божество по своей сути и чем более неформальны отношения с ним, тем более тонким становится грех. Тут уж, что одному грех, то другому "ничего, сговоримся с богом! мне бы вот только до крайности не дойти". А священная роща - она священная роща, тут не о чем договариваться.
09.08.2010 в 19:36

kallikanzar, не знаю, не знаю...