Подумала тут.
Концепция греха, что бы там не говорил Марк Твен и иже с ними, не была изобретена христианством. Естественно, она была и прежде, но.
Мне представляется, что дохристианский грех - это преступление против бога или богов. Ты нарушил правила, например, припёрся в священную рощу за дровами. Боги, конечно, разгневаются отомстят, возможно, с размахом, всей местности, где ты жил, но, по сути, это личное дело тебя и бога. Помолись другому богу, глядишь, и заступится.
А вот христиане создали другой грех. Да, бог может разгневаться и отомстить. Да, не тебе одному, а всему народу, местности, где ты живёшь. Но главное - грех - это препятствие к спасению твоей души. Даже если тебе ничего не будет при жизни, ты носишь на себе проклятие - не отмолённый грех.
Таким образом греховность постепенно сделалась личностным свойством... пока в 20 веке психоаналитики не загнали её в суперэго и не принялись лечить...
Концепция греха, что бы там не говорил Марк Твен и иже с ними, не была изобретена христианством. Естественно, она была и прежде, но.
Мне представляется, что дохристианский грех - это преступление против бога или богов. Ты нарушил правила, например, припёрся в священную рощу за дровами. Боги, конечно, разгневаются отомстят, возможно, с размахом, всей местности, где ты жил, но, по сути, это личное дело тебя и бога. Помолись другому богу, глядишь, и заступится.
А вот христиане создали другой грех. Да, бог может разгневаться и отомстить. Да, не тебе одному, а всему народу, местности, где ты живёшь. Но главное - грех - это препятствие к спасению твоей души. Даже если тебе ничего не будет при жизни, ты носишь на себе проклятие - не отмолённый грех.
Таким образом греховность постепенно сделалась личностным свойством... пока в 20 веке психоаналитики не загнали её в суперэго и не принялись лечить...
В христианстве диалог с богом - очень неформальная штука (обряды обрядами, но молитва изначально является диалогом с богом на совершенно любые темы вплоть до "фигли так всё плохо-то, боже, ты чего удумал там на мой счёт? может мне пора в город на торги, а картошку завтра выкопать? а вообще - мировой ты чел, боже!"). Чем ближе божество по своей сути и чем более неформальны отношения с ним, тем более тонким становится грех. Тут уж, что одному грех, то другому "ничего, сговоримся с богом! мне бы вот только до крайности не дойти". А священная роща - она священная роща, тут не о чем договариваться.