Принялась читать исторчиеские или около того книги.
Историю царя Ирода не осилила - чем-то напоминает Чёрную книгу Арды. В смысле, тоже много оправдывают негативного персонажа.
Оказывается, Ирод был очень позитивный товарищ, проводил проримскую политику в Иудее, и заключал с римлянами выгодные соглашения, так что евреи были объявлены дружественным народом (и нифига их не угнетали, ну, по крайней мере, не специально как евреев).
А ещё умер за 4 года до рождения Иисуса и не успел избить младенцев, да и вообще мессианством не интересовался...
В общем, всё было не то и не так.
Кстати, из той же книги: Цицерон, выступая, сказал однажды, что не хочет публично выступать, так как боится еврейского влияния на суд, у них была обширная иудейская община в Риме. И влиятельная. Честно, я как-то не соотносила в своём знании истории Рим Цицирона и Иудею. Что, конечно, нехорошо с моей стороны.
А ещё Ирод был в свою жену влюблён.потомПотом взялась за Жана Мишле - был во Франции 19 века такой товарищ, написал ряд книг, среди них "Ведьма" и "Женщина". На Озоне в аннотации было написано, что одна - про образ ведьмы в средние века, а вторая - про образ женщины. Оказалось - чёрта с два, особенно про женщину, он там отстаивал право и обязанность женщины не работать и не сдавать экзамены. Он, мол, видел в омнибусе, сидела одна такая и, трясясь от волнения, зубрила учебник. Женщина должна быть домохозяйкой. А способности применять на благотворительной ниве. Нет, конечно, в его время работа для женщины - это или низшиек классы, гладильщицей или швеёй, к примеру, за мизерную цену (за 10 франков, потому что машина стоит 10 франков, стоит женщине попросить 11, её тут же заменят на машину), тогда как мужчина-рабочий получает в 4-5 раз больше (и считает себя слишком бедным, чтобы жениться, но достаточно обеспеченным, чтобы пить и снимать проституток на углах - это я всё цитирую Мишле. А другой вариант - гувернантка, работа тоже малопочтенная в своём роде и подвергающая девушку кучи опасностей (в первую очередь, как я поняла - совращения хозяином). В общем - плохо было быть женщиной во Франции 19 века. Ещё, интересно - закон требовал, чтобы приданное выражалось в недвижимости, если семья девушки располагала только движемым имуществом и деньгами, надлежало перед свадьбой купить недвижимость, которая принадлежала только жене, не переходила в собственность мужа. Итог - мужчины старались не жениться, потому что жену, принесшую в приданное хороший дом, надо содержать соответственно. Это, опять же, по Мишле.
Про ведьму малость веселее, особенно потому, что он перемежает изложение фактов художественно поданным примером, и я, ожидая увидеть серьёзную книгу, очень удивилась, раскрыв на середине и увидев классическую фэнтези. Сцена окончательного обращения героини в ведьму изумительна по раскрытию образа дьявола. Он там ей много помогал (прикидываясь скромным домовёнком), и почти ничего не требовал, а потом в одночасье всё рухнуло, и на женщину открылась травля. И вот она убегает, несчастная, в лес, а дьявол ей говорит примерно следующее: во-первых, я тебе столько помогал, а ты всё цеплялась за своего мужа (который захлопнул перед тобой дверь, а я не захлопнул). Надо было мне сразу подчиниться, была бы счастливее. Во-вторых, я нарочно всё так устроил, потому что мне неинтересны люди, которые мне сразу покоряются, мне нравится людей ломать. В-третьих, такой я тебя люблю ещё больше, и ты мне только поклонись, подчинись и выйди за меня замуж, а я всё для тебя сделаю.
Она падает перед ним на колени, потом поднимает голову и говорит, что её желание - причинять людям зло.
О, говорит дьявол, вот, теперь ты моя и я люблю тебя, наконец-то ты стала такой, какая мне нужна!
В общем, очень изящно подано.
А потом она уходит в другое место и открывает там ведьминско-медицинскую практику. И, кстати, не только всякий вред наносит, но и правда лечит. И чёрные мессы организует, потому что крестьянам иногда хочется... м-м-м... в общем, получить удовольствие без последствий, а это условие чёрной мессы.
Одним словом, красиво и фантазийно у Мишле получилось, ничего не скажешь. Лучше, чем плаксивое описание идеальной женщиы из второй книги ("Женщина"), где с умилением описываются организованные идеальной женщиной приюты для сирот или падших женщин (причём Мишле прогрессивен - он считает, что, единожды оступившись, они могут снять грех раскаянием, страданием и трудом).
Потом я переключилась на любимые в детстве книги про первобытных людей (что интересно "Борьба за огонь", хоть и есть в доме и читана с детства не на один раз, к ним не относится, не то, чтобы она мне вообще не нравилась, но она не любимая), а теперь взяла читать про крещение центральной и юго-восточной Европы и Руси. Думала, не потяну, но оказалось интересно. Христианизация Болгарии - это, оказывается, напряжённый сюжет, полный интриги.
Ну что ж, с точки зрения исторической и культурной ситуации позицию автора относительно женщины можно понять и даже сказать, что она была прогрессивна и вполне гуманна. Вот я, например, считаю, что революция, "освободившая женщину от кухонного рабства" (спасибо мадам Крупской, как говорит моя мама), воплотила в жизнь поговорку "Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик". Да, это, увы, реалии современной жизни. Некоторые, может, и рады бы посвятить себя дому и семье, в чем нет ничего плохого, да только вот прожить на доходы одного человека сейчас практически невозможно. А если и возможно, то оказываешься на позиции бесправного существа, приживалки по сути. А если работаешь, то от чисто женской функции все равно не избавиться - изволь хранить домашний очаг и рожать детей, а тАкже воспитывать, а также...
Выбор невелик, правда? А если занимаешься только карьерой, то - "синий чулок" и "конь с яйцами" и предательница своей природы.
Ох, что-то брюзжу...
Ох, что-то брюзжу...
Есть немного
А книжки - это хорошо. Тоже люблю этот жанр
А книжки - это хорошо. Тоже люблю этот жанр
Какой?