Взялась тут перечитать Андерсена. Который Ганс Христиан. Читаю и поражаюсь.
Во-первых, чтение библиотеки Мошкова вышло нифига не "перечитать", а многое "прочитать новое".
Во-вторых, до меня наконец дошли слова нашей преподавательницы на тему, что Андерсена нельзя читать детям и беременным женщинам, мол, много грустного.
Там дофига грустного! Там же через слово тема кладбища, похорон, всё время ставится вопрос о смысле жизни, о тщетности бытия, о предназначении, и всё это решается через вопросы смерти! И очень много - детской смерти. А ещё, вперемешку с вопросами смерти идут религиозные поучения, всякий воспитательный ужас на тему вреда гордыни и прочего такого же. И ещё есть слащавые "миленькие деточки", которые такие послушные-послушные, что вот просто бог и его ангелы улыбаются. Причём эти миленькие деточки регулярно умирают, и бог может улыбнуться им лично. А потом сделать ангелами.
Поймите меня правильно, это не критика.
Я просто поражаюсь терпению и вере в хорошее тех людей, которые некогда отобрали из всего этого нагромождения вещей, не слишком радостных, сказки, которым я радовалась в детстве. Светлые, радостные, волшебные, без навязчивой смерти и религиозного поучительства.
Спорить не хочу, просто предлагаю заценить понятность и нужность современному ребёнку сказки про красные башмачки, которые девочке в итоге отрубили вместе с ногами, потому что она была грешна, слишком много о них думая даже во время конфирмации (и за это была наказана беспрерывным танцеванием и неспособностью ни остановиться, ни снять башмачки)!
*подумав* впрочем, про девочку со спичками и оловянного солдатика (и русалочку, куда ж без неё) я читала в детстве, но почему-то они не вызвали такой уж жалости, сожаления и грусти. Ну, умерли и умерли, ну, бывает...
Во-первых, чтение библиотеки Мошкова вышло нифига не "перечитать", а многое "прочитать новое".
Во-вторых, до меня наконец дошли слова нашей преподавательницы на тему, что Андерсена нельзя читать
Там дофига грустного! Там же через слово тема кладбища, похорон, всё время ставится вопрос о смысле жизни, о тщетности бытия, о предназначении, и всё это решается через вопросы смерти! И очень много - детской смерти. А ещё, вперемешку с вопросами смерти идут религиозные поучения, всякий воспитательный ужас на тему вреда гордыни и прочего такого же. И ещё есть слащавые "миленькие деточки", которые такие послушные-послушные, что вот просто бог и его ангелы улыбаются. Причём эти миленькие деточки регулярно умирают, и бог может улыбнуться им лично. А потом сделать ангелами.
Поймите меня правильно, это не критика.
Я просто поражаюсь терпению и вере в хорошее тех людей, которые некогда отобрали из всего этого нагромождения вещей, не слишком радостных, сказки, которым я радовалась в детстве. Светлые, радостные, волшебные, без навязчивой смерти и религиозного поучительства.
Спорить не хочу, просто предлагаю заценить понятность и нужность современному ребёнку сказки про красные башмачки, которые девочке в итоге отрубили вместе с ногами, потому что она была грешна, слишком много о них думая даже во время конфирмации (и за это была наказана беспрерывным танцеванием и неспособностью ни остановиться, ни снять башмачки)!
*подумав* впрочем, про девочку со спичками и оловянного солдатика (и русалочку, куда ж без неё) я читала в детстве, но почему-то они не вызвали такой уж жалости, сожаления и грусти. Ну, умерли и умерли, ну, бывает...
По-моему сказки Уальда тоже совсем не детские,и у меня сердце разрывалось когда я их взрослая читала.
Но знаете,из этих сказок дети многое выносят,это только кажется что они не актуальны. Лично на меня эти сказки влияли и воспитывали. А как ещё детей воспитаешь?только так.
Но читается тяжело, да. Про ромашку и соловья (кажется, соловья. Или стрижа? Или щегла? Не помню) вообще очень грустно и бессмысленно как-то.
И по итогам все умерли.
П.С. скажу честно, в детстве на меня сказки воспитательно не действовали от слова совсем. Никакой морали я из них не выносила и выносить не собиралась, это были просто необычные истории, красивые, но и только. А когда я подросла, воспитательно стали действовать романы Вальтера Скотта и книги по этнографии.
На меня вообще книги сильно влияют,будь то сказки или эпосы=)
Или другой ракурс, про "грустное" - Андерсен чувствовал утекание времени с той же остротой, то и наш Бродский, но культура выражения и картина мироздания у него другая.
Меня "торкнуло" лет в пятнадцать, когда я поняла, то на самом деле Дюймовочка умирает: она уходит в подземное царство, потому летит по воздуху и в ином мире обретает новое имя и новое качество...
Про другую культуру смерти я знаю, хотя не все источники мне знакомы, скажу честно. Но потому-то сейчас меня и шокирует, знающую о том, что это культуры разные. Даже не шокирует... меня торкнула именно инаковость. Что то, что казалось мне частью нашей культуры, что вошло в её багаж, пронизано совершенно другим менталитетом.
Это, пожалуй, главное, что поражает - другой менталитет в знакомых с детства сказках.
Меня "торкнуло" лет в пятнадцать, когда я поняла, то на самом деле Дюймовочка умирает: она уходит в подземное царство, потому летит по воздуху и в ином мире обретает новое имя и новое качество...
А я вот бы поспорила. То есть начну сначала - о! Мне такая трактовка в голову не приходила (я серьёзно!) В самом деле, если подходить не буквально, такой вывод напрашивается.
Но, согласно моей детской (11-й класс) теории, в которую я и сейчас верю, только доказать серьёзно не берусь, не хватает образования, всё-таки нет. Мир волшебных существ лежит между жизнью и смертью (причём оказался там не сразу, впрочем, это долгий разговор). Попасть туда - это умереть для мира живых, да. Но это НЕ попасть в мир мёртвых. Не доехать, так сказать. А Дюймовочка попала именно к эльфам и вышла замуж.
а атеиста нельзя, потому что он ни во что не верит
Не, не считается.
Hamajun, а я нет. Мне радость умирания кажется... неправильной.
Не, не считается. Насколько я помню этикет, темы веры (а не религии) - не предмет для светской беседы.
Ну, это по этикету а так я сколько раз напарывалась. Даже преподаватель по истории религии так думал, похоже
П.С. а вообще, я тут подумала... то, что я на библиотеке читаю, ну, из произведений Андерсена, довольно чётко делится на сказки - где разговаривают животные и предметы, где движителями являются феи, волшебники... снежные королевы. Мир причудливый и волшебный. И поучительные истории, где главное - бог и ангелы, где разворачивается человеческая жизнь, частенько заканчивающаяся смертью и часто описывается загробный мир. Волшебства как такогового нет или мало, потому что его заменяет мораль. А вот в сказках морали не то чтобы нет, но она как-то мягче подана, больше человечных рассуждений.
Эти-то сказки ничего. Ну, то есть грустные. А вот поучительные рассказы для воскрестной школы, про любовь к богу и христианству - это утомительно. И там все умирают не то чтобы в конце, а часто и в начале сказки.